Печать
Категория: Наследие
Просмотров: 210

Доклад к рассмотрение вопроса о включении в план работы ТК 208 разработки национального стандарта «Услуга телохранителя».

Уважаемые коллеги,

            Необходимость включения данного стандарта ГОСТ Р в Программу национальной стандартизации обусловлена ролью и местом телохранителей, как уникальной профессиональной культуры в федеральной политике реализации 12 национальных проектов. Услугами телохранителей в Российской Федерации пользуются ведущие представители деловых и политических кругов, широкий спектр культурно-спортивных мероприятий а также, знаковые иностранные гости. Расчетное количество специалистов, оказывающих данную услугу по данным НАСТ России на 2019 год составляет более 12 000. Латентность (скрытое состояние) данного рыночного сегмента в крупных рыночных секторах может доходить до 30%.

            Разработчики проекта национального стандарта “Услуга телохранителя” - рабочая группа СПК НСБ по квалификации “Телохранитель” в которую входят офицеры 9 Управления КГБ СССР, Службы Безопасности Президента Российской Федерации, региональные руководители НАСТ России, все специалисты имеют опыт постовой работы от 20 до 45 лет как в органах госохраны, так и в рыночных условиях. Данная группа, закончив работу над профессиональным стандартом “Телохранитель”, начинает работу по созданию механизма реализации положений федерального закона № 162 –ФЗ “О стандартизации в Российской Федерации”, которая заключается во внедрении положений стандартов в российские рыночные реалии.

ветераны 9 управления КГБ

            Проект профессионального стандарта “Телохранитель” 8 июня прошел общественно профессиональные слушания и в настоящее время находится на экспертном заключении в Национальном совете при Президенте Российской Федерации по развитию квалификаций.

            Так как любая услуга реализуется через соответствующий вид профессиональной деятельности, то проект национального стандарта “Услуга телохранителя” и был инициирован НАСТ России на основании содержания кода ОКВЭД 80.10 “услуга телохранителя” с целью сопряжения двух объектов стандартизации: – оказания услуги телохранителя и профессиональной квалификации работника. 18 июня проект ГОСТ Р “Услуга телохранителя” был официально направлен в ТК 208.

            Проект национального стандарта представляет собой нормативный документ, регламентирующий общую форму оказания данной услуги, исходя из реального разделения труда в сфере, отнесенной к компетентности ТК 208.        

            Основополагающим принципом для разработчиков данного проекта национального стандарта был избран принцип разделения охраняемых объектов в зависимости от наличия у объекта дееспособности. Физические лица как охраняемые объекты, в отличие от физических объектов, обладают дееспособностью. Лица обладающие частичной дееспособностью (14-18 лет) а равно не достигшие дееспособности также могут быть охраняемыми, но у них должен быть поручитель. Данное положение не включено в текст стандарта, но может быть дополнено при дальнейшей работе над ним.

            Этот принцип естественным образом разделяет профессии объектового охранника и телохранителя и попытки их объединить противоречат здравому смыслу. Естественным образом оказание услуги и квалификация телохранителя требует более высокого квалификационного уровня по отношению к охраннику, но при этом, телохранитель должен обладать опытом постовой работы в качестве охранника.

            В силу специфики оказания услуги телохранителя и сложившейся рыночной практики данная услуга получила распространение в многочисленных формах. Услуга оказывается как индивидуально, так и группой личной охраны, как вооруженными, так и невооруженными телохранителями, постоянно, временно и эпизодически, на территории страны и за ее пределами. Распространена и практика работы телохранителей с составе зарубежных групп личной охраны, которые прибывают с высокопоставленными охраняемыми лицами. Рабочая смена охраны может доходить до 7 человек на суточное заступление.

            При этом, телохранители, которые оказывают данную услуги индивидуально, не могут должным образом оформить свои отношения с государством в силу отсутствия их профессии, но не услуги, в профильных нормативных документах. Профессиональный стандарт содержит рекомендательные названия профессии для ее занесения в федеральные классификаторы.

            Имея исчерпывающий на момент разработки опыт работы в профильной сфере, разработчики стремились учесть максимально возможные особенности экономических и гражданско-правовых правоотношений при осуществлении указанной услуги телохранителями как в индивидуальном порядке, так и по договору с охранным предприятием.

            Исходя из вышеприведенного, разработчики ГОСТ Р «Услуга телохранителя» закрепили в тексте положение о том, что оказание данной услуги без заключения договора является юридически ничтожной (п. 3.5 текста проекта).

            Ключевым понятием проекта выступает план охраны (п. 2.11) - основополагающий документ, согласно которому выполняется услуга и происходит финансовое обоснование ее оказания, а также осуществляется экспертная оценка ее выполнения для спорных случаев.

            План охраны составляет исполнитель услуги. И согласовывает его с заказчиком. Стандарт содержит базовый набор положений типового плана охраны, который в свою очередь, является оценочным средством для квалификации “Руководитель подразделения личной охраны” профессионального стандарта “Телохранитель”.

Проект закрепляет понятие поста (п.2.12) – согласно которому определяются права, обязанности и диапазон ответственности работника.

            Статья 3 проекта стандарта «Общие принципы» закрепляет основы оказания услуги, где важным моментом является закрепление обоюдная ответственность сторон-участниц договорных отношений, которые возникают при ее осуществлении (п.3.13).

            Проект закрепляет два исходных принципа для пользователя стандарта - «оказание услуги в индивидуальном порядке», что указано в стандарте как «обеспечение личной безопасности» и «оказание услуги охранной организацией», что соответствует услуге «защита жизни и здоровья» в соответствии с действующим Законом Российской Федерации № 2487-I «О частной охранной и детективной деятельности» от 11 марта 1992 года.

            В связи с этим Статья 4 разделена на две части, каждая из которых отражает требования для оказания услуг, согласно выбранного принципа.

            По сути услуга в индивидуальном порядке может оказываться в любой форме, не нарушающей действующее законодательство. Услуга, оказываемая охранной организацией реализуется строго в соответствии с Законом Российской Федерации № 2487-I «О частной охранной и детективной деятельности», это прежде всего требуется для выполнения договорных обязательств телохранителей с огнестрельным оружием. Принятие национального стандарта и разработка нового федерального закона “О частной охранной деятельности” должны покончить с порочной практикой “охраны предметов и личных вещей при транспортировке”, которая получила тотальное распространение на рынке в силу объективных причин и уничижает прежде всего достоинство заказчика услуги, освобождая от ответственности телохранителя в случаях нанесения ущерба безопасности охраняемому им лицу в следствии неквалифицированного оказания им услуги.

            Основополагающим принципом проекта национального стандарта является принцип профессионализма – услуга телохранителя в какой бы форме она не оказывалась, должна реализовываться квалифицированным специалистом, в случае его индивидуальной работы или работником в случае оказания услуги охранным предприятием. Для пользователей стандарта это означает обретение возможности выбора эффективной формы договора на оказание данной услуги. Для работников и предпринимателей это позволяет выбрать гибкий с точки зрения требований заказчика и финансового обеспечения оказания услуги подход в ее организации.

            Включение проекта стандарта в НПС (национальная программа стандартизации) даст возможность моделировать отраслевую стандартизацию в области частной охраны и избежать проблем с ее фрагментацией.

Стандарт сбалансировано защитит прежде всего, потребителей услуги от ее недобросовестного исполнения, а для работников и предпринимателей создаст условия гарантий компенсации возможного ущерба при некорректном поведении охраняемого лица.

Стандарт на услугу телохранителей не имеет аналогов и на мировом рынке телохранителей. Его принятие поднимет имидж русской школы личной охраны в интересах России на международном уровне.

            При положительном решении ТК 208 о включении проекта национального стандарта “Услуга телохранителя” в НСП, представляется рациональным создать профильную рабочую группу ТК 208 по его окончательной доработке с учетом происходящих изменений по линии отраслевой стандартизации.

Член ТК 208 , разработчик проекта стандарта “Услуга телохранителя”

Дмитрий Н. Фонарев

 

Comments: