Телохранитель на войне. Реально ли?
Обеспечение личной безопасности в зоне боевых действий является отдельной дисциплиной в работе телохранителя, подлежащей особому изучению и анализу. Есть и частные особенности этого процесса, связанные с личностью охраняемого и его позицией в существующей иерархии.
На прошлой неделе совершен очередной терракт, в котором погиб известный Моторолла. С ним находился Гога, которого почему то называют телохранителем. Попробую провести анализ ситуации без ура-патриотизма, а формально, точки зрения науки изучающей процессы и технологии обеспечения личной безопасности.
Для оценки ситуации всегда необходима точка отсчета или система координат, в которой мы и будем оперировать данными. И для сравнения будем использовать открытые данные по работе сотрудников охраны также в боевых условиях.

Самым главным всегда остаётся вопрос, кто же такой телохранитель и кто соответствует требованиям профессии. Академия НАСТ в этом случае выдвигает следующие требования.
1. Телохранитель это сотрудник прошедший обучение по специализированной программе, которая включает в себя изучение основных навыков и закрепление умений, которые используются в повседневной работе.
Во время Великой отечественной войны Маршала Жукова охраняли сотрудники (Николай Бедов, старший группы) специального отдела НКВД, проходящие подготовку, в том числе и боевую. Они проходили все ступени от отдела кадров до назначения на ответственные посты. Сильно сомневаюсь что Гога изучал навыки телохранителей. В его биографии на это просто не было времени.
2. Телохранитель это квалифицированный сотрудник. Т.е. сотрудник, занимающий должность должен соответствовать требованиям своей профессии.
Все кадровые военные и сотрудники спецорганов постоянно проходят проверки и сдают обязательные зачеты по нескольким дисциплинам. Кандидатов тестируют, проверяют. За ними закрепляют наставников, которые передают свой опыт и воспитывают свою "смену".
3. Сотрудник личной охраны обязан нести ответственность за свои действия в соответствии с Законом, договором или иным подписанным сторонами документом. Прописываются права и обязанности сторон, условия работы, оплата, срок службы. В реальных боевых условиях, сотрудник охраны отвечает за свои действия перед вышестоящим командованием и выполняет свои обязанности по штатному расписанию. В случае с Жуковым телохранители обязаны были не только сохранить жизнь маршала, но и, что логично, в критической ситуации, не допустить его попадания в плен. Специалисты реального профессионального мира должны понимать что это значит. Вызывают сильные сомнения основания считать бойца Гога "руководителем личной охраны" Моторолы, как об этом говорят СМИ, и некоторые приближенные к ситуации.
4. Сотрудник личной охраны является элементом в системе обеспечения личной безопасности объекта. В данном случае командира боевого подразделения. Система должна строится на известных принципах, быть согласованной, решать поставленную задачу и быть надежной.
Охрана Маршала Жукова была лишь небольшой видимой частью системы, которая работала на безопасность всего высшего руководства страны. Разведка, контрразведка, технический службы, обеспечение материальной частью, кадровая работа. Если бы руководство службы поставило задачу, маршал ездил бы на танке, а не на автомобиле.
Водитель Маршала Жукова вспоминает.
Ситуация с Гого и Моторолой качественно отличается. Друг/товарищ/однополчанин всегда находится рядом. Можно ли говорить об охране? В некотором смысле да. Но в текущей оперативной обстановке, скорее нет. Сопровождение. Боевое братство. Нельзя отрицать личное мужество этих двух людей.

Но мужество, гордость, отвага - это не научные категории. Их нельзя описать в служебных документах, а значит и спросить за соблюдение тоже нельзя.
Создание системы с целью обеспечить чью то личную безопасность это сложный и, во многом, затратный финансово и во времени процесс.
Одним из условий безопасности является охраняемое место жительства. Статистика покушений показывает что это наиболее подходящее место. Цель здесь бывает всегда. Надежно можно охранять госдачу, офисный центр, штаб, котеджный поселок, наконец. В охрану просто жилого дома в Донецке я не верю. Даже пары человек в автомобиле, на парковке у подъезда, явно не достаточно, и называть это охраной - просто не профессионально.
И главное необходимо учитывать целесообразность. Масштаб или ценность личности должен соответствовать вложенным в него усилиям. В одном случае это масштаб города (например, нефтеперегонный завод), регион (банк), бренд или близкий родственник.
Со своей стороны мы всегда оцениваем происшествие с точки зрения действий телохранителей, если таковые рядом находились. Сработал или не сработал. Был ли нанесен ущерб безопасности, совершена ошибка или злой умысел со стороны охраны. Каждое событие так или иначе отражается на общественном восприятии имиджа сотрудника личной охраны.
А был ли телохранитель?
Обновлено 8/02/2017
Утром в среду 8 февраля в Донецкой народной республике погиб командир батальона ДНР «Сомали» полковник Михаил Толстых.
Толстых, известный также как «Гиви», погиб в результате теракта. Когда ополченец находился на рабочем месте, в его кабинете в Донецке прогремел взрыв. Затем в помещении начался пожар.

У войны одно лицо. Очки, каска, автомат.
Обновлено.

The bodyguards within CPU RMP, known as Close Protection Operatives, carry a range of weapons:
9mm pistol - typically a Sig Sauer or Glock 17. Can be carried concealed if required.
HK MP5K - a compact variant of the MP5, a 9mm sub machine gun.
C8 CQB (L119A1) - 5.56mm carbine with 10 inch barrel





Как видно из фотографий, оборона объекта в зоне боевых действий сводит всю науку к минимализму. Стратегия проста - сохранить объект живым (ранение не в счет), тактические решения также упрощены до минимума, который могут выполнить сотрудники с минимальной подготовкой. Ни о каких премудростях общения с охраняемым лицом речи не идет. Все прекрасно понимают правила этой жестокой игры.



