Убит иранский учёный. Две правды. Где же истина?
Анализируя информацию посвящённую убийству иранского учёного-физика израильскими спецслужбами, мы получаем очередное подтверждение двух истин, обычно озвученных при обсуждении вопросов обеспечения личной безопасности. Кто виноват и что делать обычно обсуждается гораздо позже.
Исходные данные о покушении на иранского секретного физика.
Мохсен Фахризаде в ноябре 2020 года был убит израильскими спецслужбами. Для этого использовался замаскированный в припаркованном по маршруту автомобиле, пулемёт с дистанционным управлением. В другом автомобиле была камера, видео с которой было необходимо для идентификации жертвы. Для точной координации видео, и компенсации задержки сигнала со спутником, был применён алгоритм искусственного интеллекта. Иранская ядерная программа это вопрос серьёзный, и с ней воюют тоже по-взрослому, невзирая на попутный ущерб.
Истина: захотят убить - убьют.
На счету израильтян уже несколько совершенных убийств иранских физиков. И это осознанная политика сдерживания страны от создания ядерного оружия. И понятно, что эта практика не прекратится в ближайшее время. Ведь не даром, в похожей ситуации, в СССР секретных физиков со всеми мерами охранял КГБ.
Мохсена также сопровождала целая группа охранников, на трех автомобилях. Для утверждения что это были телохранители, надо знать государственные секреты Ирана, что нам не дано. И не надо иметь аналитический институт или супер компьютер, что бы принять постоянство угрозы в адрес учёных. Любое покушение и убийство на государственном уровне это поединок спецслужб, технологий и Школ защиты или убийства. И преимущество всегда у нападающей стороны. За ними выбор способа, места и времени покушения.
По информации СМИ, а скорее всего просто мнение профильных экспертов, для совершения покушения выбирались разные варианты, от взрыва СВУ, смертника и до засады с десятком стрелков. Вероятно обсуждалось и что-то более экзотические. К тому же, что есть сведения о "крысе" в окружении жертвы, что уже является провалом контрразведкиИрана.
Детали описанных событий разнятся. Но это не отменяет успешной реализации замысла. За год (предположительно) было проведено внедрение агента, собрана в достаточном объёме информация о жертве, выбран способ покушения, и согласованы детали как технического исполнения, так и политических последствий. США дали добро, Израиль взял под козырёк. Захотели, и убили.
Захотите защититься - защититесь.
Теперь пришло время оценить вторую непреложную истину. И посмотреть на ситуацию со стороны сотрудников обеспечивающих личную безопасность. Ясно, что в уже случившемся можно найти виноватых, и наказать по всей строгости революционного времени. Но что реально могли сделать телохранители для предотвращения покушения?
Ключевым моментом, по факту, явилось поведение охраняемого учёного. Хотя точнее стоит сказать "сопровождаемого" группой охраны. Мохсен не хотел и не менял своего образа жизни при подтверждённых угрозах. Сам сидел за рулём, где и погиб, ездил на море с семьёй, встречался со студентами. В такой ситуации нельзя строго говорить о безопасности. Вероятно,сотрудники делали то что умели в сложившейся оперативной обстановке. Было три машины, могло быть и пять. Как видно, на конечный результат это не влияло. Удачное покушение было только вопросом времени.
Конечно мы обязаны учитывать особенности региона, менталитета, религии. Очевидно, что не нашлось авторитетного человека, который указал бы учебному его место в системе государственной безопасности. К примеру, советские "шарашки" и служили не столько местом заключения учёных, сколько самым надёжным убежищем, где враг не мог бы уничтожить лучшие умы, от которых зависело существование нашего государства. Об этом в своих воспоминаниях пишет академик Лев Феоктистов, физик, отец советской ядерной бомбы.
Утверждение "Захотят убить - убьют" истинно только в случае когда "цель" не думает о последствиях своего поведения и отсутствует адекватное понимание оперативной обстановки. И если от жизни бизнесмена зависит относительно не много людей, то для государственного служащего цена вопроса бывает не сопоставима. Личная охрана может сдерживать негативное развитие оперативной обстановки только до определённой точки, когда инициатива полностью переходит к нападающей стороне.
И отвечая на традиционные вопросы о сложности обеспечения личной безопасности, всегда следует помнить, что человек, не способный позаботиться о своей безопасности, не может обеспечить и безопасность тех, кто его окружает. Примеры Джона Леннона, Кенеди, Каддафи или Хусейна всегда будут на слуху.