19145887 10207272947502437 6709155203067645789 n
 
Можно сказать, что если случается встретить у наших педагогов систематическое собрание научных материалов (учебников), то гораздо чаще встречаем мы таких педагогов-практиков, которые с презрением отзываются от научных знаний, хотя им они вовсе не известны или известны только по слуху.
 
Пустая, ни на чем не основанная теория оказывается такой же никуда не годной вещью, как факт или опыт, из которого нельзя вывести никакой мысли, которому не предшествует и за которым не следует идея. Теория не может отказаться от действительности, факт не может отказаться от мысли.
 
Нет такого педагога-практика, который бы не имел своей, хотя крошечной, хотя туманной, теории воспитания профессионала, и нет такого смелого теоретика, который бы по временам не оглядывался на факты. Но если можно не доверять кабинетной теории воспитания, то еще более причин не давать никакого важного и общего значения одиночной опытности практика.
 
Большее или меньшее количество фактов, пережитых педагогом, но, конечно, если эти факты остаются только фактами, то они не дают опытности. Они должны произвести впечатление на ум педагога, классифицироваться в нем по своим характеристическим особенностям, обобщиться, сделаться мыслью, и уже эта мысль, а не самый факт сделается правилом деятельности педагога. Деятельность человека как человека всегда проистекает из источника сознательной воли, из разума, но в области разума факт сам по себе есть ничто, и важна только идеальная сторона факта, мысль, из него вытекающая и им подкрепляемая. Связь фактов в их идеальной форме, идеальная сторона практики и будет теория в таком практическом деле.
 
Практика, факт - дело единичное, и если в воспитании профессионального сотрудника личной охраны признавать дельность одной практики, то даже и такая передача советов невозможна. Передается мысль, выведенная из опыта, но не самый опыт, если только это не передача тех старушечьих рецептов, в которых говорится: "Ты, мой батюшка, возьми эти слова, напиши их на бумажке, а потом сожги и пепел выпей с водой против утренней зорьки, и там увидишь, что выйдет». 
Но, может быть, какой-нибудь педагог-практик будет отвергать полезность теоретического изучения науки, основываясь на достаточности его результатов, достигаемых без помощи теории ? Такому педагогу-практику мы можем сказать только, что он величайший утопист.
 
Конечно, не всякий педагог-практик должен быть ученым, двигать науку вперед и способствовать созданию и исправлению системы: эта обязанность лежит вообще на педагогах, потому что это единственный класс людей, для практической деятельности которых изучение человека является так же необходимым. Но от каждого педагога-практика можно и должно требовать, чтобы он добросовестно и сознательно выполнял долг свой и употреблял все зависящие от него средства, чтобы познакомиться, сколько возможно ближе, с предметом своей педагогической деятельности.
 
Научная литература представляет для этого могущественнейшее средство. Оно знакомит нас с наблюдениями множества умных и опытных ученных и, главное, направляет нашу собственную мысль на такие предметы, которые легко могли бы ускользнуть от нашего внимания.
При существовании профессиональной литературы всякий педагог имеет возможность не ограничиваться тесным кругом своей плодовитой деятельности. Его опыт, мысль, которую он выработал в своей практике, новый вопрос, родившийся в его голове, - все это не остается в пределах его школы или, что еще хуже, не умрет в нем самом: но, появившись на литературном поприще, облетит все концы профессиональной сферы, заглянет во все захолустья, где только есть школа, и вызовет сочувствие или спор в сотне его коллег, дела которых коснется его мысль; она может вызвать горячее сочувствие, приобрести защитников и перейти в действительность не в тесных пределах одной школы, а в обширных пределах всей сферы подготовки сотрудников личной охраны.
Данный материл подготовлен на основе статьи К.Д. Ушинского, которая впервые опубликована в 1857 году. 
Ушинский Константин Дмитриевич (1824-1870) - педагог, основоположник научной педагогики в России.
 

Comments: